Оформляя ребенка в ясли, детский сад, родители часто переживают. Как его встретят? Будет ли ему хорошо в яслях? Как его будут кормить, поить, укладывать спать?
|
Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах, а теперь? Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?
Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб воспитателям, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.
Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад? Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть.
Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия.
Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?
Причины такого поведения могут быть различные: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др. Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми.
Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с чужими определяют характер поведения.
Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.
Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.
Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.
После оформления медицинских документов не рекомендуется приводить ребенка в детский сад на целый день. В первые дни пребывание в течение 1—2 ч в незнакомой обстановке уже для него является достаточно большой нагрузкой.
Лучше согласовать время с воспитателем и приходить с ребенком в часы прогулок или в вечернее время, когда часть детей уже ушли домой и воспитатель может больше уделять ему внимания. В такие часы он сможет показать родителям и группу, где будет находиться ребенок, и спальную, и умывальную комнаты. Можно согласовать режим ребенка, рассказать больше о его привычках.
В первые дни посещения недопустимо высказывать сожаления о том, что ребенка приходится отдавать в детский сад. Необходимо всем своим настроением, отношением к ребенку подчеркнуть, что ему бояться нечего, никто его не обидит. В часы присутствия в группе мама должна направить все внимание ребенка на окружающие предметы, игрушки, взрослых. А если она будет только вздыхать и еще крепче прижимать ребенка к себе, то только усилит его неуверенность, практически ее присутствие в группе не будет полезным.
Важное значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это надо обращать в семье постоянное внимание.
К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки.
С 1 г. 2 мес. надо воспитывать умение пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Он должен активно участвовать в раздевании, умывании.
С 1 г. 6 мес. ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдать во время еды чистоту, пользоваться салфеткой. Надо научить его снимать расстегнутые и развязанные взрослым части своей одежды, называть одежду.
К 2 г. он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть, тихо себя вести за столом, в спальне. Таковы требования «Программы воспитания в детском саду», разработанной на научных основах.
Возраст от 2 до 4 лет считается оптимальным, т. е. наилучшим, для усвоения детьми навыков культурного поведения. Поэтому родителям необходимо создать соответствующие условия для их формирования, предъявлять единые продуманные требования, организовать так свое поведение, чтобы оно было достойным примером для подражания, обращая особое внимание на конкретность требований, их доступность, постоянное увеличение их содержания.
Десять советов родителям
Совет 1. По всем вопросам относительно здоровья вашего ребенка следует обращаться к врачу-педиатру, который назначает лечение или при необходимости направляет ребенка на обследование к другим врачам-специалистам. В особых случаях, чтобы не было задержки сроков начала лечения, при появлении первых характерных признаков заболеваний рекомендуется сразу обращаться к специалисту в данной области медицины.
Совет 2. Если вы замечаете, что ваш ребенок в кругу своих сверстников отличается неловкостью движений, плохой речью, если у него бывают обмороки, головокружения, головные боли, рвота, его укачивает в транспорте, необходимо проконсультировать ребенка у невропатолога.
Совет 3. Обратите внимание на поведение ребенка: чрезмерная подвижность, гипервозбудимость или, наоборот, вялость, утомляемость, плаксивость, страхи, нарушенный сон, навязчивые движения — это наиболее распространенные симптомы психического напряжения еще слабой нервной системы ребенка-дошкольника. При появлении этих признаков обязательно следует показать ребенка детскому психиатру.
Совет 4. Ваш ребенок часто переспрашивает или не всегда реагирует на обращенную к нему речь, у него бывают частые ангины, потеря голоса, кашель, постоянный насморк, если ребенок спит с открытым ртом, храпит во сне, гнусавит при разговоре — проконсультируйте ребенка у ЛОР-врача (отоларинголога).
Совет 5. Если у ребенка плохой аппетит, часто возникает тошнота, рвота, нарушения стула (запор, жидкий стул), боли в животе (до еды, после еды), следует обратиться за квалифицированной помощью к врачу-гастроэнтерологу.
Совет 6. Обращение за консультацией врача-аллерголога необходимо в тех случаях, если в дошкольном периоде у ребенка возникает реакция (сыпь, отек, затрудненное дыхание, внезапный насморк, чиханье) на какую-то пищу, запахи, пыльцу цветов, лекарства, прививки.
Совет 7. Воспаление кожи на разных участках тела (чаще на руках и ногах), сопровождающееся покраснением, зудом, шелушением, экссудацией — возможно, это признаки хронического дерматита или экземы, вылечить которые поможет врач-дерматолог. К дерматологу следует обращаться при любых видимых изменениях состояния кожных покровов, ногтей, волос.
Совет 8. Если вы замечаете, что ребенок прищуривает веки, когда рассматривает отдаленные предметы, или низко наклоняется над листом альбома или книги, близко садится к экрану телевизора, если он издалека (с расстояния 5 метров) не различает мелкие (до 1 см в диаметре) предметы, необходимо проверить остроту зрения вашего ребенка — обратитесь к окулисту (офтальмологу).
Совет 9. Постоянно обращайте внимание на осанку ребенка: при ходьбе он сутулится, у него одно плечо ниже другого, лопатки сильно выступают при выпрямленной спине; сидя на стуле, он заметно прогибается в ту или иную сторону, пытается часто менять позу, низко наклоняется (почти ложится на стол) во время рисования и т.п. — обследование состояния позвоночника должен произвести специалист-ортопед.
Совет 10. Не забывайте о необходимости обязательных профилактических осмотров вашего ребенка следующими специалистами: эндокринологом (предупреждение заболеваний щитовидной железы, диабета, ожирения, нарушений роста), хирургом (обнаружение врожденных аномалий), стоматологом (выявление и лечение кариеса), кардиологом (диагностика нарушений функции сердца и сосудов), логопедом (нарушения речи и восприятия звуков).
ПРОФИЛАКТИКА ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ
К простудным заболеваниям, в первую очередь, относится большая группа острых респираторно-вирусных инфекций, которые преимущественно поражают различные отделы дыхательной системы ребенка. Наиболее ярким представителем этой группы заболеваний является грипп. Насморки, ангины, гаймориты, синуситы, отиты различного происхождения - это вторая группа болезней, входящих в понятие простудные заболевания.
Основным путем заражения этими видами заболеваний является воздушно-капельный путь. Микробы и вирусы проникают в организм ребенка вместе с воздухом через рот и носоглотку от больного человека. Возможен ибытовой путь передачи – заражение через предметы обихода, игрушки.
Предрасполагающие факторы к развитию респираторного заболевания:
- недостаточное пребывание на свежем воздухе;
- нерациональное питание;
- постоянное укутывание ребенка, отсутствие закаливания;
- переохлаждение;
- дефекты иммунной (защитной) системы организма;
- плохой уход и ряд других факторов.
Наиболее типичные признаки простуды: первыми признаками заболевания могут быть снижение аппетита, вялость, плаксивость, затем присоединяются повышение температуры тела, беспокойный сон, появляются заложенность носа или насморк, першение и боли в горле, кашель.
При появлении таких признаков заболевания у Вашего ребенка обязательно покажите его врачу!
До прихода врача, желательно уложить малыша в постель, предложить ему частое теплое питье. Это может быть клюквенный, брусничный, лимонный морс, малиновый или липовый чай, теплая минеральная вода без газа.
Комнату, где находиться больной ребенок, часто проветривайте, проведите влажную уборку.
Не кутайте малыша. Дети, как правило, повышение температуры переносят легче, чем взрослые. Если Ваш ребенок не наблюдается у невролога, не спешите давать ему жаропонижающие препараты, если на градуснике не более 38 градусов, так как температура – это защитная реакция организма на внедрение инфекции.
Предупредить заболевание, легче, чем его лечить!
Мерами профилактики простудных заболеваний являются:
- Организация правильного ухода и вскармливания детей;
- Активный образ жизни и закаливание ребенка ( использование естественных факторов природы- воздух, солнце и вода);
- Одежда по сезону из натуральных волокон;
- Своевременная изоляция больных острыми вирусными и бактериальными инфекциями;
- Специфическая профилактика заболеваний (проведение профилактических прививок);
- Повышение защитных сил организма. Прием противовирусных препаратов в сезон повышенной заболеваемости (альгирем, анаферон, арбидол, ремантадин и др.)
- Использование трав (фитотерапия), гомеопатических средств профилактики и мёда (при отсутствии аллергических реакций на введение этих средств).
КАК ИЗБЕЖАТЬ ЗАПОРОВ У ДЕТЕЙ
Хронический запор у детей. Что это? Болезнь, особенность детского организма, или результат неправильного, питания? Не исключен каждый из этих вариантов. Но при любом из них, трудность опорожнения кишечника, длительные задержки стула очень осложняют жизнь ребенка и всей семьи.
|
Причиной запора могут быть функциональные особенности кишечника, а если сказать точнее – замедление его перистальтики – волнообразных движений, с помощью которых проталкиваются каловые массы. При длительных запорах каловые массы скапливаются в толстой кишке, они постепенно расширяют и удлиняют её. При этом диаметр сформировавшейся каловой массы может превышать диаметр анального отверстия, что вызывает трудности опорожнения кишечника.
Наблюдая за актом дефекации такого малыша, можно увидеть следующее: он тужится изо всех сил, напрягается, краснеет до синевы, плачет, а результата иногда нет. Детей постарше начинают уговаривать «постараться», помногу раз сажают на горшок. В итоге ребенок начинает панически бояться горшка.
Не меньше проблем возникает при хроническом запоре у воспитанников детских садов, младших школьников. У находящегося вне дома ребенка дефекация становится еще более затруднительной, он боится её, подавляя возникший позыв. Такие задержки дефекации бывают частой причиной возникновения запора.
Если не оказать помощь ребенку, то хронический запор может со временем привести к опасному осложнению - каламазанию. При этом из-за постоянного переполнения прямой кишки, плотная, спрессовавшаяся масса застаивается в прямой кишке. Вновь поступающие более жидкие фекалии обтекают ее и в небольшом количестве выходят наружу. Ребенок может этого и не заметить, и лишь мама обнаруживает каломазание, когда начинает стирать трусики. В такой ситуации необходимо обязательно как можно раньше обратиться к врачу, так как при несвоевременно начатом лечении, может произойти перерастяжение анального отверстия, что сделает невозможным удержание кала.
Профилактику хронического запора у детей необходимо начинать как можно раньше при появлении первых симптомов. Если у грудного ребенка начались запоры, кормящей матери следует пересмотреть свой рацион. При этом нужно каждый день есть блюда из сырых и тушеных овощей и фруктов, избегать вязких каш и киселей, уменьшить количество сладостей. В рацион малыша необходимо вовремя вводить фруктовое и овощное пюре, давать свекольный сок, тертую свеклу, кабачки. Каши нужно также готовить ему самые разнообразные, а не только манную.
В случае, когда нет стула в течение суток, нет смысла дальше ждать, нужно сделать клизму. Иногда для стимуляции рефлекса можно попытаться вместо клизмы ввести только ее смазанный вазелиновым маслом наконечник. Ни в коем случае нельзя вводить в прямую кишку раздражающих веществ, к примеру, мыла – это вредно.
В условиях возрастающей подвижности ребенка, происходит общее укрепление организма, что, как правило, способствуют устранению запора. Но в тех ситуациях, когда все домашние меры не дают результата, обратитесь к детскому хирургу или проктологу.
Ребенку, помимо общепринятой диеты, следует чаще предлагать разнообразные жидкости: воду, отвары овощей и фруктов. Прямая кишка устроена так, что при недостатке жидкости в организме ее стенки могут начать всасывать воду из каловых масс. Это делает их твердыми, они плохо проходят через анальное отверстие. Обильное питье напротив способствует тому, чтобы каловые массы оставались относительно мягкими.
И еще один важный момент. Нужно выработать у ребенка устойчивую привычку совершать дефекацию по утрам. После того, как он встал с постели, нужно предложить ему стакан прохладной кипяченой воды или кефира – это улучшает перистальтику кишечника. Затем умывание и зарядка, в которую должны быть включены упражнения для брюшного пресса, далее делайте ему массаж живота круговыми движениями по часовой стрелке. После этого – туалет.
Такое лечение, как правило, достаточно эффективно, нужно только родителям и самому ребенку проявить немного терпения.